"Дочь прибежала ко мне, недовольно тряся недавно купленной ей кукулой.
-Сломалась! Маааам! Она сломалась! - Ребятёнок чуть ли не рыдал от отчаянья, протягивая мне... абсолютно целую куклу.
-Милая, что случилось? Где сломалось, что?
-Она теперь страшная... и ненастоящая... - дочка силиться выдавить улыбку, это у неё не получается. Никак не пойму, чего она от меня хочет и зачем пытается улыбнуться. Вытираю руки, осторожно беру куклу в руки. Наудивление тёплый форфор приятен коже, изящные линии личика, искристые глаза, которые выглядят совсем как настоящие... Как обычные счастливые детские глаза. Невольно начинаю улыбаться... Но тут кукла издаёт слабое дребезжание, похожее на тонкий стон расстроенной гитары. Начинаю вспоминать, что ребёнку мы купили какую-то новомодную куклу... Как же она называлась... Тонкие струы души... Да, кажется именно так. Новое поколение игрушек, которые призваны развить в ребёнке эмпатию и сопереживание. Там их целая серия. Одни плачут, когда у кого-то рядом плохое настроение, другие смеются. Наша как раз из последних, смеющихся. Внутри у куклы очень хитроумное устрйство, которое улавливает волны настроения и считывает изображения, обрабатывая их элементарным сканером. И если кукла фиксирует вокруг себя положительные эмоции, то внутри срабатывает механизм, играющий на её струнах души (небольшой арфе, компактно разместившейся внутри куклы). Звук похож на звонкий, журчащий смех...
-Вот видишь, она сломалась! - грустный голос дочери выводит меня из раздумий, - Её теперь надо выбросить!
Сломалась. Да... кукла и вправду сломалась. Скорее всего от чего-то расстроился внутренний механизм... ослабла или лопнула струна. И кукла стала смеяться фальшиво... совсем как человек...
-Почему ты считаешь, что её надо выбросить? - Присаживаюсь на колени перед дочерью. - Она ведь не виновата, что сломалась.
-Но она теперь неправильная, - малышка ищет слова, которые смогли бы описать то, что она сейчас чувствует к этой кукле... - Она теперь совсем глупая. Я смеюсь, мне радостно. А она так смеётся... как будто издевается. Она меня теперь не любит... с ней теперь совсем не весело! Лучше бы вы купили мне ту куклу, которая плакала, та бы точно всегда меня поддерживала!
И то верно... У плачущей куклы менее тонкий механизм. Там всего одна струна... и если она расстраивается, то кукла становится только печальнее. Даже в кукольном мире искренне смеяться намного сложнее, чем плакать...
-Малышка, она не издевается. Не нужно так говорить. Просто кукле больно. Она сломалась и теперь ей больно.
-Больно? Мама, при чём тут это? Она ведь издевается. Когда человек издевается ему не больно, ему гадко весело! Он такой гадостный! И смех у него как у этой куклы. Ненастоящий.
-Да, милая, ей больно. Она старается быть прежней, но из-за того, что что-то у неё внутри сломалось она больше не может смеяться так, как раньше, хотя ей всё равно хочется смеяться, потому что ты смеёшься. ей хочется поддержать тебя. Но ей очень больно... она не виновата, что смех теперь не такой.
-Да? То есть она не хотела?
-Конечно нет.
-А что теперь делать? Как ей помочь? Может ей надо дать шоколадку? Когда я разбила коленку, папа принёс мне большую-большую шоколадку... и коленка почти совсем прошла.
-Боюсь, тут не очень поможет шоколадка. Но зато может помочь папа, - улыбаюсь и глажу малышку по голове. - Когда он придёт с работы, мы попросим его починить куклу. Я уверена, он очень быстро поймёт в чём причина и уже завтра кукла снова будет прежней.
Дочка больше не плачет. Слёзки ещё стоят в угоках глаз, но она уже улыбается. Она берёт куклу и осторожно прижимает к себе. Кукла вновь издаёт дребезжащий звук фальшивого смеха. Но в этот раз дочка не отталкивает её от себя, а осторожно поглаживая повторяет:
-Не плачь, не плачь... Папа придёт и всё исправит. Папа тебя вылечит. и ты больше не будешь грустить..."
Вот только...
Все мы немножечко куклы... И слишком многие люди считают, что пытаться помочь слишком сложно... намного проще просто выбросить...